≡ Bausch, Ludwig Christian August (1805, Наумбург - 1871, Лейпциг). Учился у J. B. Fritsche, скрипичного мастера из Дрездена с 1818 до 1822 годы. Работал в Дрездене, Дюссау, Висбадене, некоторое время провёл в России, где, возможно, сделал несколько хороших смычков для Н. Киттеля. В 1836 году познакомился с Людвигом Шпором, который дал ему ценные советы по игровым качествам и балансу смычков. После окончательного переезда в Лейпциг организовал мастерскую "Ludwig Bausch & Son", где, кроме смычков, производились не уступающие им по качеству скрипки.
Бауш стремился привнести в немецкую смычковую школу лучшее, что было у французов, и, во многом, ему это удалось. Он поднял качество немецких смычков на новую ступень, добился их более широкого признания известными исполнителями своего времени. Некоторые музыканты стали предпочитать смычки Бауша смычкам работы французских мастеров. Не зря его называют "Немецким Туртом". И сейчас фабрики, работающие под маркой "BAUSCH", имеют коммерческий успех.
Данный смычок как раз и является смесью немецкого и францзского: упругая и массивная трость сочетается с изящной головкой в стиле лучших французских мастеров. Из-за возраста смычка колодка и винт не сохранились, но во время реставрации на нём были установлены колодка с серебряным кольцом вокруг перламутрового глазка, что соответствует оригинальным колодкам Бауша, и подходящая к ней головка винта. Эта трость не имеет клейма, что, к сожалению, иногда встречается. Происхождение смычка можно определить по характерным для каждого мастера особенностям внешнего вида инструмента, а также по описаниям и фотографиям в европейских каталогах. Степень износа трости приблизительно показывает возраст смычка.
≡ Мастерская Dörfler была основана Даниэлем Дёрфлером в 1940 году. Он собрал вокруг себя хороших мастеров и, по сути, продолжил дело семьи Бауш: старался соединить немецкую конструкцию смычка с уровнем качества смычков Турта. Далее мастерская развивалась под управлением Эгидиуса Дёрфлера. При нём стали появляться смычки не только среднего, но и самого высокого уровня, по степени обработки всех деталей уж точно не уступающие другим европейским смычкам. Лучшие смычки Dörfler несут клеймо именно с инициалами Эгидиуса Дёрфлера.
Этот смычок имеет три звёздочки в конце клейма, что говорит об использовании в производстве лучших материалов и о том, что мастерская "Dörfler, W. E." оценивает его как одно из наиболее удачных своих творений. Накладка на головке сделана из серебра и украшена гравировкой. Особо стоит отметить колодку - её форма и внешний вид полностью повторяют знаменитую колодку "Fleur-de-Lys" (Цветок Лилии) старейшей английской мастерской "W. E. Hill & Sons" (Лондон). Фриц Крейслер играл смычками "W. E. Hill & Sons" только с такой колодкой.
≡ Otto A. Hoyer "Parisier" работал в Париже у Eugene N. Sartory (1871 - 1946) и научился у него не только делать отличные смычки, но и правильно организовать их производство и широкую продажу. С тех пор, в своей индивидуальной работе О. Хойер всегда придерживался стиля Э. Сартори, что принесло ему известность и успех. Через некоторое время после возвращения в Маркнейкирхен, в 1930 году, он открыл собственную мастерскую, а, позже, в 1960 году, была основана целая фабрика "Hoyer - Stramm bows", которая в 1970 году переродилась в "Hoyer Workshop bows". Фабричные смычки с клеймом "HOYER" или "P. HOYER" выпускаются и поныне.
Предлагаемый смычок по пропорциям и обработке трости соответствует смычкам Эжена Сартори, не уступает им по игровым возможностям. Сокращение "ORGL." в клейме означает "ORIGINAL".
≡ Domenique "Justin" Poirson переехал в Париж в 1865 году и начал обучение у Nicolas R. Maire (1800 - 1878). Через пять лет был взят на работу к Ж. Б. Вильому, где успел застать последних великих мастеров того времени и перенять их традиции создания смычков. В 1875 году, после смерти Вильома, трудился в фирме "Gand & Bernardel Fréres", используя образцы Ф. Н. Вуарена (1833 - 1885). Открыл своё дело в Париже, в 1879 году. Начиная с этого времени его смычки стали приобретать всё больше индивидуальных особенностей, свойственных только Доменику Поизону. Клеймо на его смычках, как и на смычках большинства французских мастеров, исключая, кстати, братьев N. L. Tourte и F. X. Tourte, а, также, семью Adam, всегда перевёрнуто.
Джастин Поизон, видимо, никогда не был женат и не имел детей. Его жизнь трагически закончилась в 1925 году: он был убит в парижском районе "Porte de Saint Ouen", где одиноко проживал в убогом жилище в полной нищете. По другим данным, этот известный смычковый мастер нашёл своё последнее пристанище в старых фортификационных стенах Парижа, которые сейчас полностью исчезли. Однако, смычки, созданные Домеником Поизоном, сохранились и заслуживают немалого интереса со стороны музыкантов-исполнителей и коллекционеров.
≡ Garner Wilson начал свою блестящую карьеру в мастерской "W. E. Hill & Sons", где он с 1960 по 1966 годы совершенствовался и работал под руководством выдающихся английских мастеров William Watson (род. 1930) и Arthur Bultitude (1908 - 1990), последний, к тому же, являлся тогда главой смычкового отдела "W. E. Hill & Sons". После этого Вилсон открыл собственную мастерскую в Лондоне, а затем, в 1969 году, перебрался в городок Бери-Сент-Эдмондс (графство Саффолк). С 1989 он жил в уединённом шотландском местечке Дингволл. Гарнер Вилсон скончался в 2013 году в возрасте 68 лет, после долгой борьбы с раковым заболеванием.
Искусство создания английских смычков передавалось от Джона Додда (1752-1839), который совершенствовал технологии, кое-чему научившись у французов, к Джеймсу Таббсу (1835-1921) и далее, от мастера к мастеру. Гарнер Вилсон был и останется надёжным звеном в этой цепи, ведь англичане никогда не пытались копировать внешний вид французских смычков, сохраняя свою консервативную индивидуальность. Именно таковы смычки Гарнера Вилсона, от их, сдержанных в отделке, но отлично звучащих тростей просто веет историей и духом Старой Англии. Неспроста это один из любимых смычковых мастеров ведущих аукционных домов всего мира, в том числе, самых крупных и влиятельных.
Кроме именного клейма, есть ещё одна отличительная особенность почти всех смычков Г. Вилсона: авторская колодка с двойным кольцом на каждом боку, но без перламутрового глазка в центре. Предлагаемый смычок создан мастером в период работы в "W. E. Hill & Sons" и имеет порядковый номер 2, что представляет огромную коллекционную ценность. Мало вероятно, что в России найдётся подлинный смычок Garner Wilson с номером 1 под колодкой.
≡ Hermann Richard Pfretzschner (1856 - 1921) первые уроки по изготовлению смычков получил у своего отца, Ричарда Фретцшнера (1832 - 1893), затем стал одним из последних учеников в мастерской J.-B. Vuillaume (1798 -1875). Благодаря старанию и таланту смог многому научиться. Спустя несколько лет после возвращения домой, в 1880 году, открыл в Маркнейкирхене собственную мастерскую. Его дела пошли в гору и, постепенно, он становится одним из лучших мастеров Германии того времени. В 1901 году Фретцшнер получает титул Смычковый мастер Королевского Саксонского двора, начинает поставлять смычки для Королевского двора в Дрезден (столица Саксонии), для симфонических оркестров и Консерватории этого города. Теперь все смычки, созданные Г. Фретцшнером, его работниками и его преемниками имеют право нести штамп с изображением Герба Королевства Саксония (ставится на колодке). В 1914 году он передал свою фирму сыновьям: Герману и Вильгельму Августу, которые также были смычковыми мастерами. С тех пор эта мастерская переходит по наследству среди представителей рода Pfretzschner.
Описываемый здесь смычок создан до 1900 года, когда Фретцшнер, вернувшись из Парижа, работал, в основном, в стиле François N. Voirin. Доказательством чему служит очень тонкая головка этого смычка. Колодка сделана по модели François Lupot (1774 - 1838). У Вуарена тоже был период использования подобных колодок. Их отличает отсутствие каких-либо украшений, кроме перламутровой задвижки на всю длину колодки и перламутрового, а не металлического, задника. На данной колодке нет оттиска с изображением Королевского Герба, значит, сам смычок появился в 19-ом веке, ведь своего титула Г. Р. Фретцшнер был удостоен только в начале 20-го века.
≡ Leon Bernardel - представитель большой семьи скрипичных и смычковых мастеров. Обучался смычковому делу на фирме "Gand & Bernardel Frères", основанной в 1866 году его отцом, Ernest Auguste (1826 - 1899), дядей, смычковым мастером Gustave Adolphe (1832 - 1904) и Eugene Gand (1825 - 1892). Позже там появился молодой, но уже опытный мастер Claude Thomassin (1870 - 1942), который определил стиль и качество смычков этой фирмы, а, также, смычков самого Леона Бернарделя. Он проработал там до 1901 года. Леон Бернардель открыл собственную мастерскую в 1898 году, где трудился вместе с сыном. С этого времени он выпускал смычки под своим именем.
Предлагаемый смычок, созданный по лекалам смычка Л. Бернарделя, во многом напоминает ранние работы Клода Томассина.
Поделиться с друзьями: